НАТ - НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАТЕЛЕЙ - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЙ РОССИИ
Портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства
по печати и массовым коммуникациям
 
 

Архив новостей НАТ
Архив новостей Законодательство и практика
Архив новостей медиасообщества
Архив главных новостей
Архив Обучение
Архив конкурсов и фестивалей
Архив выставок и конференции
Календарь событий
(За предыдущие 90 дней)
Календарь событий
(За следующие 90 дней)
Все события, начиная с сегодняшнего дня
Академия НАТ
Во втором семинаре «Академии НАТ» приняли участие более 120 слушателей
Конкурс «Современник на экране» в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильм
Состав жюри творческого конкурса «Современник на экране» в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени» 2016
Видео победителей
Мероприятия НАТ 2018
Как вступить в НАТ
Что дает членство в НАТ
Как вcтупить в НАТ телекомпаниям
Как вcтупить в НАТ радиостанциям
Положение о членских взносах
Устав НАТ
Архив за 2015 год
Премия имени Владимира Зворыкина
Фестивалю детского телевидения «ВКЛЮЧАЙСЯ» - 10 лет
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
Архив за 2016 год
Включайся 2016
Конкурс «Современник на экране», в рамках 10 фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
Архив за 2017 год
Включайся 2017
Академия НАТ (август)
Академия НАТ (май)
Академия НАТ
Архив за 2018 год
Академия НАТ январь 2018
Архив за 2014 год
Премия имени Владимира Зворыкина 2014 год
«ВКЛЮЧАЙСЯ» 2014
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
Архив за 2013 год
Премия имени Владимира Зворыкина 2014
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
«ВКЛЮЧАЙСЯ» 2013
Архив за 2012 год
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
«Включайся!» 2012
«Новые медиа» России на IBC
Золотой луч
XVI Международный конгресс Национальной ассоциации телерадиовещателей
Архив за 2011 год
XV Международный конгресс НАТ
«Включайся!» 2011
Творческий конкурс «Современник на экране» в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»
Архив за 2010 год
NAB SHOW 2010
«Включайся!» 2010
«Золотой луч» 2010
Герой нашего времени 2010
XIV Международный конгресс НАТ
Архив за 2009 год
Герой нашего времени 2009
Выставка IBC 2009: экспозиция «Русский дом» и конференция «Цифровая Россия»
Национальная премия в области спутникового, кабельного и интернет телевидения «Золотой луч»
XIII Международный конгресс НАТ
«Включайся!» 2009
Архив за 2008 год
Выставка IBC
Цифровая Россия
Включайся!
Герой нашего времени 2008
XII Международный конгресс НАТ
Касается Каждого
Архив за 2007 год
Включайся!
Цифровая Россия
Герой нашего времени
Лучшая теле - и радиокомпания 2007 года
XI Международный конгресс НАТ
Архив за 2006 год
Х Международный Конгресс НАТ
Правление НАТ
Комиссии
Технологический комитет
Состав Технологического Комитета НАТ
Информационно-аналитический центр
Этический кодекс
Члены Ассоциации
Лауреаты НАТ
Избранное
Техника и технологии
Право и СМИ
Медиаизмерения и реклама
Зарубежный опыт
Интервью




Логин  
Пароль
Запомнить
Регистрация на сайте
Забыли пароль?


 

Медиаизмерения и реклама

02.04.07


О системах понятий, используемых в области телерадиовещания

Одним из ключевых вопросов любого нормативно-правового документа
является вопрос об основных понятиях -
точное их определение облегчает применение документа.


22 декабря в рамках круглого стола `Проблемы разработки нормативно-технической документации при переходе на цифровое телерадиовещание` состоялось обсуждение вопросов терминологии в действующей системе стандартов, а также необходимости её дополнения и коррекции. Необходимость такого обсуждения продиктована появлением нового проекта Программы развития в Российской Федерации системы цифрового телевизионного вещания DVB (далее - Программа), разработанная НИИ Радио. В Программе предлагается терминология, сильно отличающаяся от терминологии, используемой в действующей системе стандартов, и расходящаяся как с системой понятий принятой в мировой правовой практике, так и с правовыми понятиями, существующими в российском законодательстве. Конечно, система стандартов вправе иметь свою собственную систему понятий, однако, для меньшей путаницы крайне желательно, чтобы системы правовых понятий, были близки к терминологии используемой в стандартах.

В российском законодательстве, к сожалению, до сих пор нет четкой системы правовых понятий в области телерадиовещания. Вместе с тем, в ходе достаточно долгого обсуждения всех редакций проекта федерального закона `О телерадиовещании` такая система понятий была выработана. В работе над ней приняли участие представители правовых управлений всех крупнейших телерадиовещательных компаний России, Федеральной службы по телевидению и радиовещанию, МПТР, Министерства РФ по связи и информатизации, авторитетные эксперты ВНИИ телевидения и радиовещания (ВНИИТР), НИИ Радио, Института государства и права АН РФ, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Национальной Ассоциации телерадиовещателей (НАТ). С этими предложениями и их обоснованием можно ознакомиться в материале А. Артищева "К вопросу о нерешенных проблемах правового регулирования распространения информации, предназначенной для неограниченного круга лиц в форме теле- и радиопрограмм", опубликованной в Информационно-аналитическом бюллетене ВНИИТР `Телерадиовещание`, № 3 за 2004 год. Особо хотелось бы отметить содействие в формировании предложений по основным правовым понятиям, которое оказали такие специалисты, как Л. Я. Кантор, В. В. Тимофеев, В. И. Хлебников, В. А. Хлебородов, В. И. Щербина.

При разработке и введении любой системы понятий крайне важно разделить два основных вида деятельности, приводящих к получению конкретной информации. Это, во-первых, деятельность по предоставлению услуг связи (деятельность по связи), осуществляемая операторами связи, и, во-вторых, деятельность по распространению массовой информации, которую осуществляют распространители информации - вещатели (телевещатели – аудиовизуальной информации и радиовещатели звуковой информации), в форме программ (соответственно телепрограмм и радиопрограмм). И, как следствие, точно определить субъектов, занимающихся этими видами деятельности. К сожалению, система понятий, предлагаемая авторами Программы, не только не решает эту основную проблему, но ещё более запутывает ситуацию. Рассмотрим основные понятия, предлагаемые разработчиками Программы.

В Программе предлагается понятие "телевизионное вещание" как деятельность оператора связи по оказанию услуг связи, направленную на обеспечение удовлетворения потребностей населения, органов государственной власти или юридических лиц в получении телевизионных программ, дополнительной информации и предоставлении вещателю возможности распространения телевизионных программ. Конечно, начинать формировать понятийный аппарат необходимо с определения видов деятельности. Однако вид деятельности по предоставлению услуги связи определен Федеральным Законом "О связи" (статья 2) - далее Закон о связи. В Законе сказано: `Услуга связи – деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых сообщений`. Заметим, что нигде не употребляется понятие "распространение". И это правильно, так как это уже иной вид деятельности. Также напомним, что Закон о связи подразумевает под оператором связи. "Оператор связи – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги связи на основании соответствующей лицензии".

Традиционно и международными организациями, и в национальных нормативных-правовых актах других стран под вещанием понимается распространение информации, предназначенной для получения неограниченным кругом лиц. Однозначно связываются понятия `вещание` и `распространение информации` и в действующем Законе `О средствах массовой информации`.

Деятельность же оператора связи - это деятельность по оказанию услуг связи, которую они оказывают распространителям информации (вещателям) на возмездной основе на основании соответствующих договоров. И направлена эта деятельность лишь на качественное предоставление услуги, на качественную передачу информации из одной точки в другую, или для приема неограниченным кругом лиц (есть такой термин – всем и каждому) с допустимым уровнем искажений. И не более того. Не надо взваливать на оператора лишнее. За саму информацию, за её наполнение, содержание (хороший, собирательный термин `контент`) - отвечает исключительно распространитель информации - вещатель. Оператор связи к распространяемой вещателем информации не должен иметь никакого отношения (кроме учета специфики передаваемой информации при предоставлении услуг связи для соблюдения соответствующего качества услуги). Удовлетворение потребностей населения, государственных органов и иных юридических лиц в информации, в том числе распространяемой в виде телепрограмм, не является заботой оператора связи, а обеспечивается теми, кто эту информацию распространяет - т. е. вещателями. К тому же в определении кабельного телевизионного вещания и спутникового непосредственного телевизионного вещания в Программе совершенно верно определяется телевизионное вещание как распространение телевизионных программ. Не говоря уже о формальной стороне: телевещание - это распространение телепрограмм. Потому нельзя распространение телепрограмм определять через тоже понятие.

Далее, в Программе "вещатель" определяется как лицо, зарегистрировавшее средство массовой информации и осуществляющее на основании лицензии на вещание производство, монтаж, расстановку во времени и выпуск аудиовизуальной информации. Но, в Российской Федерации `производство, монтаж и расстановка во времени аудиовизуальной информации` не требует специального разрешения - лицензии (впрочем как и звуковой, ауди информации). Не ясно, что понимается и под `выпуском` (справедливости ради заметим, что это понятие не раскрывается и в Законе `О средствах массовой информации`). Если это понятие оставить, то необходимо дать ему определение. Также необходимо определиться, требуется ли на это действие специальное разрешение государства (в виде лицензии). Еще раз подчеркнем, что международное право понимает под вещанием только распространение информации (broadcasting) и вот эта деятельность уже лицензируется.

Также не ясно, почему Программа лишает вещателя права быть только распространителем: может быть он не захочет сам ничего производить, а только формирует сетку вещания, создавая тем самым свою вещательную политику, и, в соответствии с ней, производит заказ и закупку программ. Нет никаких оснований заставлять вещателя ёще и производить собственную продукцию. Это его право выбора. Другое дело, что вещатель в полной мере несет ответственность за соответствие распространяемой им информации установленным законодательством и условиями предоставления лицензии требованиям, вне зависимости от того, сам ли он произвел эту информацию или приобрел её у стороннего производителя.

Далее приведу примеры того, как трактуются отдельные понятия в Программе:

Дополнительная информация

Дополнительная информация - трактуется как любая информация, передаваемая в составе сигналов при трансляции телевизионных программ и не являющаяся частью телевизионной программы, содержание которой может быть не связанно с содержанием этой программы.

Здесь отметить, что в случае дополнительной информации речь идет не о `любой информации`, а только об информации, предназначенной для индивидуального приема неограниченным кругом лиц (массовой информации): в составе сигнала есть еще много другой, служебной информации, но она не может быть отнесена к дополнительной. К тому же, поскольку дополнительная информация носит характер массовой, она должна распространяться в форме специальной программы, которая подлежит регистрации, как средство массовой информации, поскольку передача дополнительной информации технологически не связана с содержанием основной программы, передаваемой в составе телевизионного сигнала - это самостоятельный способ передачи. Например, дополнительная информация в виде телетекста, где можно просмотреть, расписание движения поездов и основная информация в виде фильма или выпуска новостей. В противном случае дополнительная информация стала бы просто частью основной программы.

Интерактивная услуга

Интерактивная услуга - трактуется в Программе как услуга телевизионного вещания, оказываемая оператором пользователю по его запросу. Однако не совсем ясно, кого Программа понимает в данном определении под `оператором`. Пользователь обращается за получением определенного контента к его держателю (распространителю), которым совершенно не обязательно должен быть оператор связи. К тому же полагаю, что услугу по предоставлению контента по запросу относить к вещанию не верно, поскольку вещание - это распространение контента, организованное для неограниченного, неопределенного круга лиц. Здесь же пользователь один и вполне определен - пользователь, запросивший информацию.

Кабельное телевизионное вещание

Кабельное телевизионное вещание - трактуется как распространение телевизионных программ, при котором сигналы, передаваемые посредством кабельных линий связи, принимаются оконечным оборудованием абонента.

Спутниковое непосредственное телевизионное вещание

Спутниковое непосредственное телевизионное вещание - трактуется как распространение телевизионных программ, при котором сигналы, передаваемые посредством космических аппаратов, принимаются оконечным оборудованием пользователя.

И здесь совершенно верно - телевизионное вещание это распространение телевизионных программ. Так необходимо понимать и в целом понятие телерадиовещания.

`Программу телевизионного вещания (телевизионная программа)` предлагается понимать как средство массовой информации - совокупность аудиовизуальных и других сообщений и материалов, распространяемых по эфирным, кабельным и иным сетям связи.

Напомним, что, понятие программы уже есть в Законе `О средствах массовой информации` и желательно использовать именно его.

Программу телевизионного вещания общероссийскую
(Общероссийская телевизионная программа)


предлагается понимать как телевизионную программу, которая распространяется операторами связи в сетях эфирного наземного, кабельного и спутникового непосредственного телевизионного вещания и принимается на территории более половины субъектов Российской Федерации (Указ Президента РФ №1019 от 06.10.1995 г. `О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации` с изменениями от 21.01.1998 г.). В зависимости от формы собственности вещателя (телерадиокомпании) общероссийская телевизионная программа может быть государственной или коммерческой.

Программу телевизионного вещания региональную
(Региональная телевизионная программа)


предлагается понимать как телевизионную программу, которая распространяется операторами связи в сетях эфирного наземного, кабельного и спутникового непосредственного телевизионного вещания и принимается на территории региона (субъекта) Российской Федерации. В зависимости от формы собственности регионального вещателя (телерадиокомпании) региональная телевизионная программа может быть государственной или коммерческой.

Программу телевизионного вещания местную
(Местная телевизионная программа)


предлагается понимать как телевизионную программу, которая распространяется операторами связи в сетях эфирного наземного и кабельного телевизионного вещания и принимается на территории отдельного населенного пункта или района в регионе (субъекте) Российской Федерации. В зависимости от формы собственности местного вещателя (телерадиокомпании) местная телевизионная программа может быть государственной или коммерческой.

Программы (телевизионные) социального блока

Программы (телевизионные) социального блока - трактуются как набор бесплатных телевизионных программ, создаваемых и передаваемых населению с финансированием из бюджета. Перечень этих программ, состоящий из общероссийских программ и региональных государственных программ, утверждается, соответственно, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Еще раз вынужден подчеркнуть, что оператор связи не распространяет программ, а предоставляет услуги связи. Заметим также в этой связи, что в пункте 1 упомянутого Указа говорится о вещании телерадиовещательными организациями и никак не упоминается оператор связи, что совершенно справедливо.

Если проводить разделение программ в зависимости от формы собственности их распространителей (что вполне может иметь место), то тогда необходимо говорить о программах государственных (федеральных и субъекта Российской Федерации), муниципальных и частных. Это было бы более точным, поскольку, например, ВГТРК, являясь в этом случае государственным (федеральным) распространителем, в тоже время действует в форме ФГУПа, то есть является коммерческой организацией.

Посему, представляется целесообразным изъять из определения упоминание о разделении программ на государственные и коммерческие, не смешивать форму собственности, цель деятельности и размер территории, на которой возможен устойчивый прием программ, и дать отдельные определения государственным и муниципальному программам. А лучше определять не программы, а вещателей, поскольку один вещатель может распространять несколько программ, не упоминая коммерческого или некоммерческого характера их деятельности.

Также предлагается под `региональным вещателем` понимать вещателя, который распространяет свои программы для населения, проживающего на территории нескольких субъектов РФ, но не более половины (тогда он приобретает статус федерального). А если для населения, проживающего на территории одного субъекта - определить его как `вещателя субъекта Российской Федерации`. Может быть, это потребует корректировки упомянутого Указа Президента РФ.

Услугу связи для целей телевизионного (ТВ) вещания

предлагается определить как услугу связи по передаче сигналов ТВ программ, оказываемую оператором сети вещания ТВ программ пользователю с использованием данной сети.

Понятие `оператора сети вещания телевизионных программ` не известно. Понятие требует определения.

Если под этим понятием понимается оператор связи, то необходимо иметь в виду, что оператор связи оказывает услуги связи, в том числе вещателям (распространителям информации), а не пользователю.

Эфирное наземное телевизионное вещание

предлагается определить как услугу связи по распространению ТВ программ, при которой сигналы ТВ программ, передаваемые наземными передающими станциями, принимаются оконечным оборудованием пользователя.

В Программе даются определения `кабельному телевизионному вещанию` и `спутниковому непосредственному телевизионному вещанию`. И вдруг при определении `эфирного наземного телевизионного вещания` используется совершенно иная логика его построения. Необходимо остановиться на какой-то одной. Отвечающая реалиям логика та, при которой вещание понимается как распространение программ.

К тому же необходимо отметить, что под эфирное наземное телевизионное вещание, так определенное, подпадает и кабельное телевизионное вещание (сигнал в кабель также подается наземными передающими станциями). Также отметим, что спутниковое непосредственное телевизионное вещание также является эфирным телевизионным вещанием.

Еще раз подчеркнём, что именно логика, положенная в основу определения понятий `кабельного телевизионного вещания` и `спутникового непосредственного телевизионного вещания` отвечает принятой мировой практике, сложившимся российским реалиям, и именно она должна быть положена в основу формирования понятия вещания.

Есть некоторые неточности и в иных предложенных понятиях, таких как Зона обслуживания сети вещания программ телевизионного вещания, Оконечное (пользовательское) оборудование, Передающая земная станция, Радиопередающая телевизионная станция, Сеть распространения программ телевизионного вещания, Сигнал, Система условного доступа, но всё же наиболее важным представляется в первую очередь коррекция основных, упомянутых выше, понятий. И начинать необходимо, повторюсь, с точного разделения видов деятельности и разделения субъектов, этими видами деятельности занимающимися.

Артищев - консультант аппарата Комитета Государственной Думы по информационной политике




 

: Новости : Календарь : Проекты и мероприятия : Вступить в НАТ : Архив Мероприятий : Правление НАТ : Публикации : Контакты : Друзья и партнеры :
© Национальная Ассоциация Телерадиовещателей.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8294
выдано МПТР РФ 23.09.2003 г.

Все права защищены.

Яндекс.Метрика
НАТ
Россия, 127051, Москва, ул. Неглинная, д. 15, стр. 1
Телефон: +7(495) 651-08-36
Факс: +7(495) 651-08-35