НАТ - НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАТЕЛЕЙ - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЙ РОССИИ
Портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства
по печати и массовым коммуникациям
 
 

Архив новостей НАТ
Архив новостей Законодательство и практика
Архив новостей медиасообщества
Архив главных новостей
Архив Обучение
Архив конкурсов и фестивалей
Архив выставок и конференции
Календарь событий
(За предыдущие 90 дней)
Календарь событий
(За следующие 90 дней)
Все события, начиная с сегодняшнего дня
Академия НАТ
Во втором семинаре «Академии НАТ» приняли участие более 120 слушателей
Конкурс «Современник на экране», в рамках ежегодного фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
Состав жюри творческого конкурса «Современник на экране» в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени» 2016
Видео победителей
Мероприятия НАТ 2017
Как вступить в НАТ
Что дает членство в НАТ
Как вcтупить в НАТ телекомпаниям
Как вcтупить в НАТ радиостанциям
Положение о членских взносах
Устав НАТ
Архив за 2015 год
Премия имени Владимира Зворыкина
Фестивалю детского телевидения «ВКЛЮЧАЙСЯ» - 10 лет
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
Архив за 2016 год
Включайся 2016
Конкурс «Современник на экране», в рамках 10 фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
Архив за 2017 год
Академия НАТ (август)
Академия НАТ (май)
Академия НАТ
Архив за 2014 год
Премия имени Владимира Зворыкина 2014 год
«ВКЛЮЧАЙСЯ» 2014
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
Архив за 2013 год
Премия имени Владимира Зворыкина 2014
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
«ВКЛЮЧАЙСЯ» 2013
Архив за 2012 год
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
«Включайся!» 2012
«Новые медиа» России на IBC
Золотой луч
XVI Международный конгресс Национальной ассоциации телерадиовещателей
Архив за 2011 год
XV Международный конгресс НАТ
«Включайся!» 2011
Творческий конкурс «Современник на экране» в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»
Архив за 2010 год
NAB SHOW 2010
«Включайся!» 2010
«Золотой луч» 2010
Герой нашего времени 2010
XIV Международный конгресс НАТ
Архив за 2009 год
Герой нашего времени 2009
Выставка IBC 2009: экспозиция «Русский дом» и конференция «Цифровая Россия»
Национальная премия в области спутникового, кабельного и интернет телевидения «Золотой луч»
XIII Международный конгресс НАТ
«Включайся!» 2009
Архив за 2008 год
Выставка IBC
Цифровая Россия
Включайся!
Герой нашего времени 2008
XII Международный конгресс НАТ
Касается Каждого
Архив за 2007 год
Включайся!
Цифровая Россия
Герой нашего времени
Лучшая теле - и радиокомпания 2007 года
XI Международный конгресс НАТ
Архив за 2006 год
Х Международный Конгресс НАТ
Правление НАТ
Комиссии
Технологический комитет
Состав Технологического Комитета НАТ
Информационно-аналитический центр
Этический кодекс
Члены Ассоциации
Лауреаты НАТ
Избранное
Техника и технологии
Право и СМИ
Медиаизмерения и реклама
Зарубежный опыт
Интервью




Логин  
Пароль
Запомнить
Регистрация на сайте
Забыли пароль?


 

Информационно-аналитический центр

Направления работы Информационно-аналитического центра НАТ


  • Организация и проведение исследований и консалтинга по проблемам телевидения и радио, многопрограммного мультимедийного вещания, конвергенции СМИ, развития «new media»
  • Подготовка проектов организации межрегионального, регионального и муниципального вещания в новых условиях взаимоотношений вещателей, операторов связи, компаний-интеграторов; концепций программной политики; проведение социологических исследований эффективности предоставляемых населению информационных услуг, популярности программ и отношения к ним аудитории
  • Популяризация международного опыта регулирования и организации телерадиовещания в цифровой среде и адаптация его к условиям российских регионов
  • Оказание помощи юридическим и физическим лицам в проведении ребрендинга и позиционирования телерадиокомпаний, индивидуальных консультаций.
  • Промотирование телерадиокомпаний в профессиональных и общественных организациях и учреждениях.
  • Организация участия в международных, общероссийских и региональных конференциях, семинарах, конкурсах.
  • Организация и проведение международных и региональных междисциплинарных научно-практических конференций, «круглых столов», обучающих семинаров с привлечением ведущих зарубежных и российских специалистов в области информационного права, производства программной продукции, телерадиовещания, технологий цифрового телевидения и радио, бизнес-технологий
  • Комплексная экспертиза деятельности телерадиокомпаний, оказание услуг по оценке рыночной стоимости телерадиокомпаний различных форм собственности, подготовка бизнес-планов и проектов развития предприятий отрасли
  • Дистрибуция телевизионной и радиопродукции
  • Издательская деятельность
  • Подготовка аналитических материалов о состоянии отрасли по заказам российских и международных организаций


О моделях региональных телеканалов

в связи с переходом на цифровое вещание

(по результатам территориальных совещаний региональных компаний, мониторинга телерадиокомпаний и заявок на включение в цифровые мультиплексы)

В июне – августе 2010 года по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций России Национальной ассоциацией телерадиовещателей были организованы и проведены совещания региональных телекомпаний, целью которых являлась выработка возможных моделей деятельности региональных и муниципальных компаний в цифровой среде. При подготовке совещаний НАТ руководствовалась тем, что среди задач, определенных Федеральной целевой программой развития телерадиовещания до 2015 года, учтено и «обеспечение возможности повсеместного регионального цифрового вещания», а в Концепции развития телерадиовещания региональные каналы отнесены к категории «обязательных общедоступных».

Информационные отчеты о проведении совещаний прилагаются (Приложение №1).

Обзор рынка региональных компаний, предложения и выводы подготовлены на основании материалов территориальных совещаний и совещаний вещателей субъектов Федерации, мониторинга телерадиокомпаний, действующих во всех субъектах Российской Федерации, который проводит Национальная ассоциация телерадиовещателей, а также сбора предварительных заявок телекомпаний на вхождение в цифровые мультиплексы.

В декабре 2009 года в Министерство связи и массовых коммуникаций была представлена Позиция НАТ по составу и принципам формирования 2-го и 3-го цифровых мультиплексов. В ней  сформулированы базовые условия, выполнение которых позволит телекомпаниям претендовать на вхождение в мультиплексы.

Для региональных каналов это:

- самостоятельное программирование;
- наличие собственного вещания (определенного объема программ собственного производства и приобретенных программ) и возможностей в сжатые сроки выйти на полноценный объем вещания;
- тематическая направленность канала (контент, жанры и форматы);
- финансово-экономическое положение компании (возможность оплаты услуг связи по распространению программ на территории субъекта Федерации).

В связи с решением Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания от 13 июля 2010 года о включении в 1-й мультиплекс дополнительного девятого регионального канала в проведение совещаний были внесены соответствующие коррективы, ориентирующие региональных вещателей на разработку вариантов вхождения в этот и другие мультиплексы. При этом НАТ учитывала определения региональной телерадиовещательной организации и регионального канала, сформулированные в Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы. В соответствие с ними единственным признаком регионального канала является его распространение на всей территории субъекта Российской Федерации.

НАТ предложила вещателям в оценке своих возможностей и ресурсов не ограничиваться территориальным признаком и учитывать объемы вещания телекомпаний в целом, в том числе - объемы собственного вещания (программ собственного производства и приобретенных), объемы аудитории, наличие сетевого партнерства (транслируемые каналы), размеры локальных рекламных рынков.

Обзор рынка региональных компаний, которые, при условии прекращения сетевого партнерства и увеличения объемов собственного вещания могли бы претендовать на участие в конкурсах на вхождение в 1-й мультиплекс, прилагается. В обзор включены крупные региональные компании, с объемами собственного вещания не менее 18 часов в сутки, а также компании с меньшими объемами собственного вещания - в случаях, когда на территории субъекта Федерации действуют компании с наибольшей территорией вещания или с наибольшим объемом собственного вещания (Приложение №2).

В ходе совещаний рассмотрены варианты развития (модели) для региональных телекомпаний,  которые не подадут  заявки на участие в конкурсе, или не пройдут  конкурс на вхождение в 1-й мультиплекс.

Это:

- продолжение работы в аналоговом формате до его отключения, с постепенным переходом на самостоятельное  программирование  и увеличением  собственного  вещания с целью создания полноценного канала для  вхождения  в 3-й мультиплекс на конкурсной основе – подавляющее большинство телекомпаний, в их числе – компании Красноярского и Приморского краев, Республики Башкортостан, Республики  Карелия, Удмуртской Республики, Калининградской, Кировской, Курганской, Тверской  и других областей,

- при наличии технических условий  продолжение работы по принципу сетевого партнерства с федеральными сетями, вошедшими во 2-й мультиплекс, в случаях, подтвержденных их намерениями и договорами – Карелия, Удмуртия, ХМАО, Хабаровский край, Краснодарский край, Магаданская, Астраханская, Сахалинская, Тульская  и другие области;

- создание регионального канала с контентом, формируемым местными компаниями, переходящими в категорию производителей (СМИ), для  вхождения в 1-й мультиплекс (или 3-й) – Республика Башкортостан, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край, Ростовская, Воронежская, Вологодская  области; против такой модели – Карелия, Приморский край, Магаданская область;

-  формирование   локальных мультиплексов –  Казань, Сургут, Тверь, Красноярск, Новосибирск, Иркутск, Калининград, Благовещенск,  Омск, Улан-Удэ, Ставрополь, Махачкала;

- непосредственное спутниковое вещание – Республика Саха (Якутия), Московская, Магаданская  области, Краснодарский край; нерентабельность этой модели отметили компании Камчатского края и Сахалинской области;

- переход в неэфирные среды вещания или создание полноценного кабельного канала –  Санкт-Петербург, Чита, Йошкар-Ола,  Владимир, Киров с условием сохранения охвата аудитории.

 По данным мониторинга региональных и муниципальных телерадиокомпаний (в городах с населением более 10 тысяч) объемы собственного вещания представлены в Таблице №1.

№ п/п

Региональное вещание

(контент собственного производства и приобретенные программы)

Количество вещателей

1.

До 2 часов в сутки

496

2.

От 2 до 3 часов в сутки

149

3.

От 3 до 4 часов в сутки

62

4.

От 4 до 8 часов в сутки

68

5.

От 8 до 16 часов в сутки

19

6.

С 16 до 18 часов в сутки

6

7.

Круглосуточно (от18 до 24 часов в сутки)

49

8.

Собственное вещание отсутствует

72

 

Всего

921

Примечание. Региональное эфирное вещание отсутствует в республиках Чувашия, Ингушетия, Ненецком автономном округе.

Необходимо отметить, что во многих региональных и муниципальных телекомпаниях объемы собственного вещания регламентируются договорами с федеральными сетевыми компаниями (размерами «региональных окон») и могут быть увеличены. Совещания подтвердили  готовность телекомпаний к переходу на данную модель при условии вхождения в 1-й мультиплекс и реализации проекта синдикации контента.

Структура сетевого вещания по крупным федеральным телекомпаниям представлена в  Таблице №2.

Телеканал

Кол-во партнеров

Эфир

Кабель

Кол-во субъектов РФ, в которых действуют партнеры

Средний суммарный суточный объем вещания (региональных врезок), час

ВГТРК

94(80 филиалов и 14 отделений)

 

 

83

2,6

СТС

191

159

32

77

1,5

ТНТ

522

 

 

79

(в 922 городах)

3 – в будни,

3,5 – в выходные

РЕН ТВ

Более 1100 эфирных и кабельных вещателей

252

 

787 населенных пунктов

 

ТВ Центр

241

66

(в139 пунктах вещания)

175

33

1,58

НТК «Звезда»

335

 

 

77

3 – в будни,

2,5 – в выходные

Список федеральных телекомпаний (и других с распространением каналов на территории более двух третьих РФ), подавших предварительные заявки на вхождение во 2-й мультиплекс прилагается (Приложение №3).

По итогам совещаний региональных телекомпаний выявлен ряд проблем, которые на сегодня препятствуют созданию моделей их развития в цифровом формате.

К основным из них относятся:

отсутствие информации о принципах формирования тарифов на услуги связи для распространения регионального канала на территории субъекта Федерации, подтвержденных технико-экономическими расчетами, а также возможности финансовой  поддержки региональных телекомпаний, каналы которых войдут в 1-й мультиплекс как «обязательные общедоступные», за счет федерального и местных бюджетов;

отсутствие информации о сроках ввода в эксплуатацию 2-го мультиплекса, а также возможности  одновременного ввода 1-го и 2-го мультиплексов; о способах распространения каналов во 2-м мультиплексе, контентных и региональных вставок  в нем;

незначительное проникновение кабельных сетей в регионах и масштабы подключения абонентов не позволяют сегодня заявить о модели перехода из эфирного вещания в кабельное ТВ, о чем заявляет   большинство телекомпаний.  Уровень подключения абонентов иллюстрируют следующие цифры: Чеченская Республика(включая г.Грозный) – 0%; Еврейская АО – только г.Биробиджан – 2,6%; Новгородская область, в т.ч. Великий Новгород – менее 20%;  Волгоград, Томск – 25%; Республика Карелия – 30%, (Петрозаводск – 70%);  Новосибирск – 30%; , Красноярск – 35%; Вологда – 42%;  Чита – 55%, при том что в области практически отсутствует;  Владимир – 75%. Наибольший охват домохозяйств кабельным ТВ отмечен в г.г. Железногорск Красноярского края, Лермонтов Ставропольского края, Тында Амурской области – по 90%;

слабое знание о мультиплатформенной доставке и других современных технологий распространения контента; 

отсутствие во многих регионах медиаизмерений, как с точки зрения рынка и коммерческой привлекательности, так и с электоральной точки зрения (телесмотрения), наличие которых является критически важным для региональных компаний.

ВЫВОДЫ:

Для окончательного формирования моделей развития телекомпаний в цифровой среде и  необходимы:

1. Территориально - временной план ввода 1-го и 2-го цифровых мультиплексов, порядок распространения каналов и типовые правила, регулирующие их отношения в мультиплексах, варианты взаимодействия федеральных сетей и региональных каналов во 2-м мультиплексе, технико-экономические расчеты формирования тарифов на услуги связи.

2. Правила  переоформления лицензий на вещание  при переходе на цифровое вещание с учетом  изменения концепции вещания, увеличения объемов собственного вещания,  прекращения  сетевого партнерства;

3. Нормативно-правовые акты, правила, регулирующие отношения телеканалов в цифровых мультиплексах (номера слотов, стоимость услуг связи при разных способах распространения).

4. Рекомендации по сохранению отношений сетевых партнеров на период до включения 2-го мультиплекса. Большинство региональных каналов являются партнерами федеральных сетей и не смогут в этой связи претендовать на вхождение в 1-й мультиплекс, а сетевое вещание во 2-м мультиплексе будет ограничено.

5. Разработка государственной программы поддержки производителей отечественного  контента.

Придать проекту НАТ создания Национального фонда (банка) видеоконтента статус научно-исследовательской работы и изыскать средства на ее выполнение. Реализация проекта создаст возможности региональным телеканалам перейти на самостоятельное программирование и принять участие в конкурсах на вхождение в 1-й мультиплекс.

6. Разработка проекта специального спутникового канала, концепция которого предусматривала бы возможность использования его контента региональными компаниями.

7. Мониторинг проникновения кабельных сетей, ВОЛС в регионах и возможности их использования для развития неэфирного телевидения. Формирование представлений вещателей о  развитии цифрового  кабельного ТВ, мультиплатформенной доставки контента, беспроводного широкополосного доступа и беспроводного Интернета, мобильного вещания, гибридных решений на ближайшую перспективу позволит планировать соответствующие модели распространения телепрограмм.

8. Расширение панели медиаизмерений, синхронизированной с этапами перехода регионов на цифровое вещание, целевыми индикаторами и показателями эффективности реализации ФЦП развития телерадиовещания в Российской Федерации до 2015 года.

9. Определение механизма частотной компенсации региональным телеканалам, работающим на  аналоговых частотах, необходимых для реализации частотно-территориального плана 1-го мультиплекса.

10. Правовой и финансово-экономический механизмы реализации модели объединения вещателей региона для образования телеканала с самостоятельным программированием и собственным вещанием и порядок лицензирования этих каналов.

11. Положение об «универсальной лицензии», предусматривающее возможность распространения программ каналов, входящих в 1-й и другие мультиплексы, в неэфирных средах.

Ноябрь 2010 г.





















































































































































 

: Новости : Календарь : Проекты и мероприятия : Вступить в НАТ : Архив Мероприятий : Правление НАТ : Публикации : Контакты : Друзья и партнеры :
© Национальная Ассоциация Телерадиовещателей.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8294
выдано МПТР РФ 23.09.2003 г.

Все права защищены.

Яндекс.Метрика
НАТ
Россия, 127051, Москва, ул. Неглинная, д. 15, стр. 1
Телефон: +7(495) 651-08-36
Факс: +7(495) 651-08-35