НАТ - НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАТЕЛЕЙ - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЙ РОССИИ
Портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства
по печати и массовым коммуникациям
 
 

Архив новостей НАТ
Архив новостей Законодательство и практика
Архив новостей медиасообщества
Архив главных новостей
Архив Обучение
Архив конкурсов и фестивалей
Архив выставок и конференции
Календарь событий
(За предыдущие 90 дней)
Календарь событий
(За следующие 90 дней)
Все события, начиная с сегодняшнего дня
Академия НАТ
Во втором семинаре «Академии НАТ» приняли участие более 120 слушателей
Конкурс «Современник на экране» в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильм
Состав жюри творческого конкурса «Современник на экране» в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени» 2016
Видео победителей
Мероприятия НАТ 2018
Как вступить в НАТ
Что дает членство в НАТ
Как вcтупить в НАТ телекомпаниям
Как вcтупить в НАТ радиостанциям
Положение о членских взносах
Устав НАТ
Архив за 2015 год
Премия имени Владимира Зворыкина
Фестивалю детского телевидения «ВКЛЮЧАЙСЯ» - 10 лет
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
Архив за 2016 год
Включайся 2016
Конкурс «Современник на экране», в рамках 10 фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
Архив за 2017 год
Включайся 2017
Академия НАТ (август)
Академия НАТ (май)
Академия НАТ
Архив за 2018 год
Академия НАТ январь 2018
Архив за 2014 год
Премия имени Владимира Зворыкина 2014 год
«ВКЛЮЧАЙСЯ» 2014
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
Архив за 2013 год
Премия имени Владимира Зворыкина 2014
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
«ВКЛЮЧАЙСЯ» 2013
Архив за 2012 год
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
«Включайся!» 2012
«Новые медиа» России на IBC
Золотой луч
XVI Международный конгресс Национальной ассоциации телерадиовещателей
Архив за 2011 год
XV Международный конгресс НАТ
«Включайся!» 2011
Творческий конкурс «Современник на экране» в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»
Архив за 2010 год
NAB SHOW 2010
«Включайся!» 2010
«Золотой луч» 2010
Герой нашего времени 2010
XIV Международный конгресс НАТ
Архив за 2009 год
Герой нашего времени 2009
Выставка IBC 2009: экспозиция «Русский дом» и конференция «Цифровая Россия»
Национальная премия в области спутникового, кабельного и интернет телевидения «Золотой луч»
XIII Международный конгресс НАТ
«Включайся!» 2009
Архив за 2008 год
Выставка IBC
Цифровая Россия
Включайся!
Герой нашего времени 2008
XII Международный конгресс НАТ
Касается Каждого
Архив за 2007 год
Включайся!
Цифровая Россия
Герой нашего времени
Лучшая теле - и радиокомпания 2007 года
XI Международный конгресс НАТ
Архив за 2006 год
Х Международный Конгресс НАТ
Правление НАТ
Комиссии
Технологический комитет
Состав Технологического Комитета НАТ
Информационно-аналитический центр
Этический кодекс
Члены Ассоциации
Лауреаты НАТ
Избранное
Техника и технологии
Право и СМИ
Медиаизмерения и реклама
Зарубежный опыт
Интервью




Логин  
Пароль
Запомнить
Регистрация на сайте
Забыли пароль?


 

Техника и технологии

02.04.07


75 лет отечественному телевидению.

`Эти десять лет с радиовещанием прошли для нас как сто, но десять лет с телевидением будут значить, возможно, как тысяча!`
Д. Сарнов, 1934 г.


Телевидение инженеры разных стран придумывали почти сто лет, но до этого были многие столетия накопления знаний. Первая система передачи неподвижных изображений по линии электросвязи была разработана в Англии в 1843 году А. Беном и продемонстрирована в 1851 году на Лондонской всемирной выставке. Однако первая действующая замкнутая система передачи сигналов телевидения (движущихся изображений) была создана англичанином Д. Бердом (с применением диска Нипкова) только в 1925 году. Первые передачи в эфир состоялись много позже: в 1927 году в США, 1928 году в Англии и в 1929 году в Германии. В России такая передача состоялась 29 апреля 1931 года: из Москвы в Ленинград через коротковолновый передатчик Всесоюзного электротехнического института (56,6 м.) был передан сигнал телевизионного изображения с разверткой на 30 строк при 12,5 кадрах в секунду, успешно принятый на Ленинградском радиоцентре. Руководил работами П.В. Шмаков.

Нам теперь непросто понять настроения людей начала 1930 – х годов: они были просто без ума от радиовещания и звукового кино! На разрабатывающих телевидение инженеров `давили` успехи смежников, - казалось бы нет ничего невозможного, нужно `всего - лишь` совместить кино и радиовещание в приемлемом виде. Но понимая сложность задачи, многие специалисты предлагали для начала создать нечто среднее, - `иллюстрированное радиовещание`: сменяющиеся неподвижные картинки на экране должны были дополнять радиопрограмму.

К тому времени было уже понимание о минимально допустимом качестве изображения по (принципу `отсутствия дискомфорта`): формат кадра 4:3 (таково поле ясного видения глаза); число кадров с секунду не менее 12 (чтобы не искажалось движение); число полей не менее 48 (чтобы не мерцало изображение); число строк не менее 350 (чтобы при нормальном расстоянии от экрана не мешала строчная структура). Задачу предельно четко сформулировал Д. Сарнов, глава Американской радиокорпорации (RCA), финансировавший телевизионные разработки в США: `Несмотря на растущий интерес общества, коммерческое применение возможно только для системы телевидения высокого качества`.

Штурм проблемы шел по двум направлениям:

- консерваторы верили, что создать такое изображение можно с помощью старой доброй и понятной механики, нужно только еще немного подумать … Мешала инерционность: просто решалась система на 30 строк, в экспериментах достигали 120, мечтали о 240 строках, но … не успели. Возродилось же механическое телевидение на новом витке диалектической спирали в аппаратах исследования дальнего космоса (например, Луна – 9, 1966 г.).

- новаторы учились управлять не имеющим инерции электронным лучом, развивая идеи русского ученого Б.Л. Розинга. В итоге именно к 1931 году в США и Германии были созданы три разные по принципам полностью электронные лабораторные системы телевидения, а в 1936 году уже велись электронные телетрансляции с Берлинской олимпиады.


Но это было потом, а в 1931 году более чем в десяти странах велось опытное телевизионное вещание с механической системой развертки (30 строк при 12,5 кадрах в секунду). Этот формат, созданный в Германии, стал в то время фактически международным стандартом, поскольку хорошо сопрягался с обычным вещательным радиоканалом. Хотя на экране размером в спичечный коробок можно было лишь с некоторым энтузиазмом узнать знакомых, отличить мужское лицо от женского, однако интерес к такому телевидению усиливался возможностью дальнего радиоприема (2 – 3 тыс. км.) и относительной простотой телевизионной приставки к радиоприемнику, вполне доступной для повторения радиолюбителю – конструктору средней квалификации. В технических журналах, например, печатался чертеж диска Нипкова на 30 строк, который нужно было наклеить на жесткий картон и вырезать. Можно было купить или выписать специальные неоновые лампочки и другие детали.

Вернемся, однако, в Москву: после целого ряда других опытных сеансов телевизионной связи (как теперь говорят, `точка – точка`) было решено провести по примеру европейских стран пробные передачи телевизионного вещания (`точка – многоточие`). Для этой цели аппаратура была перенесена в здание Московского радиотрансляционного узла (МРТУ) на Никольскую д.7, откуда была возможность подачи сигнала на вещательные радиопередатчики и где была оборудована небольшая студия. Такая передача состоялась в ночь на 1 октября 1931 года через радиостанцию Московского совета профсоюзов (МОСПС) на волне 379 метров во время технического перерыва в штатной работе. Сколько ее в этот момент принимало телевизоров, документы молчат, но современники утверждали, что их было не менее десяти! Содержательная сторона этой передачи специально не готовилась. Это была самодеятельность в очень несложной форме, поскольку выступать приходилось в темной студии, освещаемой лишь `бегущим лучом`, создаваемым светом мощной кинолампы, закрытой вращающимся диском Нипкова с 30 – ю квадратными отверстиями. Отраженный свет от объектов передачи воспринимался фотоэлементами, превращавшими его в сигнал изображения. Звукового сопровождения на данном этапе еще не было. На приемной стороне сигнал изображения модулировал свет точечной газосветной лампы, между которой и глазом зрителя вращался синхронно и синфазно такой же диск Нипкова, и за счет инерционности зрения строчки сливались в полный кадр. Поскольку в телевизоре применялись обычно неоновые лампочки с красноватым свечением, то такое телевидение именовалось в шутку `черно - красным`!

Сведения об этой первой вещательной телепередаче в эфир 1 октября 1931 года попали во все центральные газеты, и дата эта оказалась `занесенной в святцы`! В 1981 году `золотой` 50 – летний юбилей отечественного регулярного телевизионного вещания впервые торжественно отмечался на государственном уровне. С предложением официально отметить эту дату обратились Гостелерадио СССР, Академия наук, Министерство связи СССР и пять промышленных министерств. Торжество по поводу юбилея состоялось 28 ноября 1981 года в Колонном зале Дома Союзов. В президиуме находились заместитель Председателя Совета Министров СССР, восемь министров и три маршала. С докладом на торжественном заседании выступил председатель Госкомитета по телевидению и радиовещанию Совета Министров СССР С. Г. Лапин. На заседании было оглашено `высочайшее` приветствие от тогдашнего руководства страны `Работникам советского телевидения, связи и телевизионной промышленности`.

Вернемся же на полвека назад: даже это кратковременное полуночное телевещание (специального передатчика выделить не удалось) из Москвы вызвало бурю энтузиазма среди радиолюбителей, - самодельных телевизоров стало много больше, чем промышленных. Московские передачи принимались в Томске и берлине, берлинские в Москве, Харькове, Ленинграде … Уже в том же 1931 году начались передачи из Ленинграда, Томска и Одессы. Летом 1932 года из Москвы стали передаваться кинофильмы, а в ноябре 1934 года к телевизионному изображению был добавлен звук, - состоялась первая постановочная звуковая телепередача – концерт мастеров искусств. В студии теперь уже было светло – применялась передающая камера прямого видения. Если бы в те времена была бы известна современная терминология, то эту передачу наверняка назвали бы в газетах `мультимедийной`! Хотя бы потому, что для ее приема нужно было одновременно использовать два радиоприемника, настроенные на разные радиовещательные станции (379 метров – сигнал изображения, 720 метров – звуковое сопровождение). Кстати, с этого же срока может отсчитывать свой юбилей творческое сообщество отечественного телевидения, – в Радиокомитете СССР был назначен первый редактор программ телевидения! Им стал тогда А.И. Сальман, позже ставший директором Московского телецентра на Шаболовке.

К этому времени на нескольких заводах был организован выпуск телевизоров – приставок, но наиболее удачным оказался телевизор `Б – 2` завода ленинградского им. Козицкого (см. фото). Выпускались также комплекты деталей для радиолюбителей. Хотя именно к 1934 году всем в мире уже стало ясно, что механические системы телевещания так и останутся интересным техническим аттракционом, но передачи по механической системе благодаря радиолюбительскому интересу продолжались до апреля 1940 года.

К этому же времени стали ясны фундаментальные преимущества более высококачественного электронного телевидения, на технической базе которого и родилось современное телевизионное вещание как система массовой информации. Первый бесспорный реальный шаг в электронное телевидение сделал в 1907 году в Петербурге Б.Л. Розинг (кстати, один из учителей В.К. Зворыкина), который доказал, что именно электронный луч в вакуумной колбе будет тем `безинерционным пером`, которое способно нарисовать высококачественное телевизионное изображение. Хотя Розингу удалось сформировать электронным путем только очень простые изображения (крест и решетку), но семена были посеяны и начали расти.

Однако последователей у Розинга оказалось так много, что приоритет в изобретении электронного телевидения – дело спорное. В США господствует мнение, что электронное телевидение изобрел в 1931 году выходец из России В.К. Зворыкин по поручению другого выходца из России Д.А. Сарнова. Но есть также сведения о приоритете от 1929 года американца Ф.Т. Фарнсуорта. В мои молодые годы я уверовал, что электронное телевидение началось в 1931 году с изобретения нашего соотечественника С.И. Катаева, однако есть много публикаций о создании в 1928 году системы электронного телевидения изобретателем из Ташкента Б.П. Грабовским. В Германии же убеждены, что первую полностью электронную систему телевидения создал в начале 1931 года Манфред фон Арденне.

Однако Зворыкин сообщил о завершении своей работы лишь в 1933 году, публичная же демонстрация электронного телевидения состоялась только в 1934 году, на которой его шеф Сарнов произнес фразу, вынесенную в эпиграф. Первые упоминания в печати о работах Фарнсуорта появились только в 1931 году, а возможность провести публичную демонстрацию появилась у него в 1932 году. Приоритет Катаева на изобретение передающей трубки с накоплением зарядов, мозаичной мишенью и коммутацией с использованием вторичных электронов (авторское свидетельство от 24.09.1931 года) юридически бесспорен. Но такую трубку (позже ее Зворыкин назовет иконоскопом, именно с нее началось настоящее электронное телевидение) в СССР удалось изготовить только в 1934 году, а официальная демонстрация для Государственной комиссии состоялась в 1935 году. Что же касается работ Грабовского, то к сожалению работоспособность его `радиотелефота` не доказана ни документами, ни показаниями непосредственных свидетелей. Все позднейшие попытки повторить его опыты были безуспешными.

Заметим, что все изобретатели в воспроизводящих устройствах использовали по – разному доработанные осциллографические трубки немецкого ученого К. Брауна; отличия были только на передающей стороне. Наиболее плодотворным в итоге оказался путь с применением иконоскопа с таким распределением ролей: Катаев – автор изобретения, Зворыкин - создатель действующей системы на базе иконоскопа, разработавший его самостоятельно, но патента на него не получивший. Путь Фарнсуорта оказался тупиковым: его `диссектор` имел недопустимо низкую для вещательных целей чувствительность. Фон Арденне пошел по `боковой дорожке`, - он передавал кинокадр, просвечивая его `бегущим лучом`, создаваемым с помощью кинескопа. Этот способ применяется и сейчас для передачи кинофильмов, слайдов, открыток. Тем не менее, следует признать, что именно фон Арденне первым осуществил публичную демонстрацию действующей полностью электронной системы телевидения в 1931 году в рамках Берлинской радиовыставки на стенде фирмы `Loeve`.

Кстати, о фон Арденне стоит рассказать отдельно, - его имя мало известно у нас даже специалистам, хотя он долго и плодотворно работал в нашей стране. В двадцатые годы он придумал первую в мире вакуумную интегральную радиосхему (трехкаскадный усилитель в одном баллоне), а в начале 40 - х работал в рамках гитлеровского атомного проекта. Паразитный поток отрицательных ионов - `проклятое явление` для разработчиков первых кинескопов, был им использован для разделения изотопов, в результате чего в физике появилось целое направление – `масс - спектроскопия`. С 1945 по 1955 год он работал уже в рамках советской ядерной программы: фон Арденне был `самым ярким научным трофеем` советской армии. Его работы были удостоены Сталинских премий в 1947 и 1953 годах.

В конце жизни он стал известен своим вкладом в развитие медицинской техники. Его при жизни называли `немецким Эдисоном`, после смерти – `последним энциклопедистом`, именем фон Арденне назван один из городских парков Дрездена, где он жил и работал с 1955 по 1997 год.

Маковеев Владимир Григорьевич - Заслуженный работник связи РФ




 

: Новости : Календарь : Проекты и мероприятия : Вступить в НАТ : Архив Мероприятий : Правление НАТ : Публикации : Контакты : Друзья и партнеры :
© Национальная Ассоциация Телерадиовещателей.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8294
выдано МПТР РФ 23.09.2003 г.

Все права защищены.

Яндекс.Метрика
НАТ
Россия, 127051, Москва, ул. Неглинная, д. 15, стр. 1
Телефон: +7(495) 651-08-36
Факс: +7(495) 651-08-35