НАТ - НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАТЕЛЕЙ - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЙ РОССИИ
Портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства
по печати и массовым коммуникациям
 
 

Архив новостей НАТ
Архив новостей Законодательство и практика
Архив новостей медиасообщества
Архив главных новостей
Архив Обучение
Архив конкурсов и фестивалей
Архив выставок и конференции
Календарь событий
(За предыдущие 90 дней)
Календарь событий
(За следующие 90 дней)
Все события, начиная с сегодняшнего дня
Академия НАТ
Во втором семинаре «Академии НАТ» приняли участие более 120 слушателей
Конкурс «Современник на экране» в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильм
Состав жюри творческого конкурса «Современник на экране» в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени» 2016
Видео победителей
Мероприятия НАТ 2018
Как вступить в НАТ
Что дает членство в НАТ
Как вcтупить в НАТ телекомпаниям
Как вcтупить в НАТ радиостанциям
Положение о членских взносах
Устав НАТ
Архив за 2015 год
Премия имени Владимира Зворыкина
Фестивалю детского телевидения «ВКЛЮЧАЙСЯ» - 10 лет
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
Архив за 2016 год
Включайся 2016
Конкурс «Современник на экране», в рамках 10 фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
Архив за 2017 год
Включайся 2017
Академия НАТ (август)
Академия НАТ (май)
Академия НАТ
Архив за 2018 год
Академия НАТ январь 2018
Архив за 2014 год
Премия имени Владимира Зворыкина 2014 год
«ВКЛЮЧАЙСЯ» 2014
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
Архив за 2013 год
Премия имени Владимира Зворыкина 2014
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
«ВКЛЮЧАЙСЯ» 2013
Архив за 2012 год
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
«Включайся!» 2012
«Новые медиа» России на IBC
Золотой луч
XVI Международный конгресс Национальной ассоциации телерадиовещателей
Архив за 2011 год
XV Международный конгресс НАТ
«Включайся!» 2011
Творческий конкурс «Современник на экране» в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»
Архив за 2010 год
NAB SHOW 2010
«Включайся!» 2010
«Золотой луч» 2010
Герой нашего времени 2010
XIV Международный конгресс НАТ
Архив за 2009 год
Герой нашего времени 2009
Выставка IBC 2009: экспозиция «Русский дом» и конференция «Цифровая Россия»
Национальная премия в области спутникового, кабельного и интернет телевидения «Золотой луч»
XIII Международный конгресс НАТ
«Включайся!» 2009
Архив за 2008 год
Выставка IBC
Цифровая Россия
Включайся!
Герой нашего времени 2008
XII Международный конгресс НАТ
Касается Каждого
Архив за 2007 год
Включайся!
Цифровая Россия
Герой нашего времени
Лучшая теле - и радиокомпания 2007 года
XI Международный конгресс НАТ
Архив за 2006 год
Х Международный Конгресс НАТ
Правление НАТ
Комиссии
Технологический комитет
Состав Технологического Комитета НАТ
Информационно-аналитический центр
Этический кодекс
Члены Ассоциации
Лауреаты НАТ
Избранное
Техника и технологии
Право и СМИ
Медиаизмерения и реклама
Зарубежный опыт
Интервью




Логин  
Пароль
Запомнить
Регистрация на сайте
Забыли пароль?


 

Зарубежный опыт

05.04.07


Главный телевизионный инженер земного шара!

27 февраля 2007 года состоялась встреча представителей отрасли с вице-президентом CBS Джозефом Флаерти. По итогам встречи своими впечатлениями поделился В.Г. Маковеев, вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России.

Главный телевизионный инженер земного шара!

Этот немного шутливый титул был придуман мною для статьи о Флаерти в журнале `Бродкастинг` (№3 за 2000 год) и по существу вполне соответствует основной общественной должности Джозефа – председателя технического комитета Всемирного Вещательного Союза. Он также с незапамятных времен возглавляет технические службы знаменитой телерадиокомпании CBS – одной из трех `старых китов` американского телерадиовещания. Для перечисления других его высоких должностей потребовалось бы слишком много места.

В конце 90-х годов нам с Генрихом Юшкявичюсом удалось дважды получить его согласие выступить с докладом на московском конгрессе НАТ `Прогресс технологий телерадиовещания`, проходящем в рамках выставки ТRBE, но тогда нам пришлось удовлетвориться лишь виртуальным его присутствием, – именно в это время в США в обстановке большой нервозности стартовало цифровое телевидение. Однако доклады были представлены живые и предназначенные специально для российской аудитории. Они читались специальными представителями автора, и ответы на вопросы были вполне полноценными, – обижаться грех. Доклад Флаерти на TRBE-99 был в то время опубликован в сборнике Конгресса НАТ. Мне приятно, что 8 лет спустя он смог сдержать свое обещание, прибыл в Москву лично и сделал об американском опыте в цифровом телевидении не один доклад, а целых пять в разных аудиториях. И особенно приятно видеть (как и в 1999 году) в иллюстративном материале портрет великого А.С. Попова и услышать фамилию М.И. Кривошеева как `восприемника` всех международных цифровых телевизионных стандартов.

Для наших специалистов очень важна точка зрения США на будущее телевидения, ярко представленная в его докладе: по известным оценкам в США сосредоточено 85 % знаний о новых информационных технологиях, а рынок телеаппаратуры и услуг превышает 60 % мирового рынка. Мировые индустриальные гиганты и шагу не сделают, пока не убедятся, что он будет принят американским рынком.

К сожалению, `судьбоносный` выбор России в пользу стандарта цифрового телевидения DVB был сделан кулуарно, в рабочем порядке рядовым распоряжением Правительства РФ. Когда-то мы надеялись, что этот выбор будет обставлен торжественным общественно-государственным актом в рамках, например, очередного Конгресса НАТ, но такого, увы, не случилось.

Как объяснил нам в очередной раз Флаерти, цифровой европейский стандарт DVB в своей основе предусматривает `совместимость`, т.е. возможность передачи по телевизионной сети полного сигнала высокой четкости (HDTV), из которого телевизоры обычного цифрового формата (SDTV) смогут выделять `вложенное` изображение с числом строк 576 при 720 элементах в строке. Однако в Европе в целях экономии было внедрено цифровое телевидение только формата SDTV, что означает в будущем необходимость отдельной трансляции телепрограмм формата HDTV. Теперь наш `российский челн` западные ветры несут, по-видимому, в ту же сторону.

Первая аппаратура вещательного аналогового ТВЧ, созданная в лабораториях японской радиовещательной компании NHK с форматом 1125/60i, появилась на международных выставках почти 30 лет назад, а около 20 лет назад комплект такой аппаратуры при содействии Флаерти привезли в Москву для записи нескольких спектаклей в Большом театре. Почти 15 лет Флаерти упорно пропагандировал аналоговый стандарт ТВЧ с разверткой на 1125 строк, и хотя этот стандарт в США не состоялся, связанные с ним разработки настолько серьезно продвинули телевизионные технологии и психологию специалистов, что переход к цифровым вариантам ТВЧ уже никто не считает революцией.

Но поскольку `атака` японских фирм на Америку с попыткой внедрить аналоговый формат ТВЧ не удалась (остальной мир был в то время недостаточно богат), то (цитирую знакомого японца из NHK) `Японии пришлось привить эту болезнь себе`. Прошлой осенью без особого шума отмечалась 15 годовщина этого события, – 25 октября 1991 года состоялась мировая премьера регулярного вещания через спутник на Японию с форматом `MUSE` (1125 строк при 60 полях/сек, изображение со сторонами 16:9). В Японии продавались как настоящие телевизоры ТВЧ, так и приставки к обычным приемникам. Данные об абонентской базе туманны и разноречивы: от 30 тыс. до 1 млн. Сколько это стоило телезрителю? Говорят, что дороже, чем плата за жилье!

В пику японцам и американцам в Евросоюзе в начале 90-х годов была разработана амбициозная программа создания своей аналоговой системы ТВЧ `EUREKA – 95`. Был разработан стандарт `HD-МАС` (1250/ 50р) с временным уплотнением аналоговых составляющих. Был даже создан потребительский декодер для стандартных телевизоров, но покупателей на него не нашлось: пришла `цифра`.

В США все было основательнее: в 1987 году по решению Федеральной комиссии по связи (FCC) был создан `Консультативный совет по перспективным системам телевидения`, одним из руководителей которого был Флаерти, и в который были представлены для рассмотрения 23 аналоговые и 4 цифровые системы. Из них к 1991 году было отобрано 6 систем (из них две аналоговые), но по результатам тестирования в 1993 году остались 4 цифровые системы в качестве основы для будущего стандарта. Всю организационную работу по выбору нового стандарта проводил `Комитет `Большой Альянс` из почти 300 государственных, промышленных и общественных организаций, из которого позже выделился `Комитет по передовым ТВ системам` (ATSC). Между прочим, НАТ и некоторые другие российские организации в конце 90-х годов получили приглашение присоединиться к Комитету `Большой Альянс`, но с нашей стороны была тогда проявлена недальновидная скромность.

В итоге в США был предложен утвержденный FCC в 1997 году пакет стандартов ATSC: SDTV (480/60р) и HDTV с 720 и 1080 активными строками (при 18 комбинациях с частотами кадров и видами развертки). Выбор должен был сделать рынок.

Пути Америки и Европы в цифровое телевидение на данном этапе, как мы видим, разошлись, – в США преимущества цифровых технологий направлены на достижение более высокого качества картинки, т.е. внедрение системы ТВЧ, а в Европе – на увеличение числа принимаемых программ при том же числе активных строк. Из доклада Флаерти ясно, что при выборе новых телевизионных стандартов самое важное – новое распределение работы и денег в мире, а любые технические параметры – просто детали. Ведь пока европейские эксперты доказывали преимущества DVB при приеме многолучевого сигнала, откладывая проблему своего варианта ТВЧ на будущее, `Голливуд` обошел их на повороте: Международным союзом электросвязи принят единый мировой стандарт ТВЧ для цифрового телеввизионного кино и международного обмена программами с основными параметрами ATSC (1080 активных строк при формате кадра 16:9). Убежден, что именно Дж. Флаерти был здесь главным действующим лицом с американской стороны.

В заключение должен заметить, что меня очень смущает в докладе моего друга Флаерти некоторая тенденциозность ветерана-телевизионщика в отстаивании преимуществ формата с черезстрочной разверткой 1080i. Теперь мне было бы особенно интересно послушать, как представители американских компьютерных фирм будут защищать продвигаемые ими стандарты с построчной (она же прогрессивная) разверткой 720р и 1080р. Даешь конвергенцию!

Статья опубликована в Информационном бюллетене НАТ - №5, 2 марта 2007 года




 

: Новости : Календарь : Проекты и мероприятия : Вступить в НАТ : Архив Мероприятий : Правление НАТ : Публикации : Контакты : Друзья и партнеры :
© Национальная Ассоциация Телерадиовещателей.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8294
выдано МПТР РФ 23.09.2003 г.

Все права защищены.

Яндекс.Метрика
НАТ
Россия, 127051, Москва, ул. Неглинная, д. 15, стр. 1
Телефон: +7(495) 651-08-36
Факс: +7(495) 651-08-35