НАТ - НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАТЕЛЕЙ - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЙ РОССИИ
Портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства
по печати и массовым коммуникациям
 
 

Архив новостей НАТ
Архив новостей Законодательство и практика
Архив новостей медиасообщества
Архив главных новостей
Архив Обучение
Архив конкурсов и фестивалей
Архив выставок и конференции
Календарь событий
(За предыдущие 90 дней)
Календарь событий
(За следующие 90 дней)
Все события, начиная с сегодняшнего дня
Академия НАТ
Во втором семинаре «Академии НАТ» приняли участие более 120 слушателей
Конкурс «Современник на экране» в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильм
Состав жюри творческого конкурса «Современник на экране» в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени» 2016
Видео победителей
Мероприятия НАТ 2018
Как вступить в НАТ
Что дает членство в НАТ
Как вcтупить в НАТ телекомпаниям
Как вcтупить в НАТ радиостанциям
Положение о членских взносах
Устав НАТ
Архив за 2015 год
Премия имени Владимира Зворыкина
Фестивалю детского телевидения «ВКЛЮЧАЙСЯ» - 10 лет
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
Архив за 2016 год
Включайся 2016
Конкурс «Современник на экране», в рамках 10 фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
Архив за 2017 год
Включайся 2017
Академия НАТ (август)
Академия НАТ (май)
Академия НАТ
Архив за 2018 год
Академия НАТ январь 2018
Архив за 2014 год
Премия имени Владимира Зворыкина 2014 год
«ВКЛЮЧАЙСЯ» 2014
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
Архив за 2013 год
Премия имени Владимира Зворыкина 2014
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
«ВКЛЮЧАЙСЯ» 2013
Архив за 2012 год
Конкурс «Современник на экране», в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»!
«Включайся!» 2012
«Новые медиа» России на IBC
Золотой луч
XVI Международный конгресс Национальной ассоциации телерадиовещателей
Архив за 2011 год
XV Международный конгресс НАТ
«Включайся!» 2011
Творческий конкурс «Современник на экране» в рамках фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени»
Архив за 2010 год
NAB SHOW 2010
«Включайся!» 2010
«Золотой луч» 2010
Герой нашего времени 2010
XIV Международный конгресс НАТ
Архив за 2009 год
Герой нашего времени 2009
Выставка IBC 2009: экспозиция «Русский дом» и конференция «Цифровая Россия»
Национальная премия в области спутникового, кабельного и интернет телевидения «Золотой луч»
XIII Международный конгресс НАТ
«Включайся!» 2009
Архив за 2008 год
Выставка IBC
Цифровая Россия
Включайся!
Герой нашего времени 2008
XII Международный конгресс НАТ
Касается Каждого
Архив за 2007 год
Включайся!
Цифровая Россия
Герой нашего времени
Лучшая теле - и радиокомпания 2007 года
XI Международный конгресс НАТ
Архив за 2006 год
Х Международный Конгресс НАТ
Правление НАТ
Комиссии
Технологический комитет
Состав Технологического Комитета НАТ
Информационно-аналитический центр
Этический кодекс
Члены Ассоциации
Лауреаты НАТ
Избранное
Техника и технологии
Право и СМИ
Медиаизмерения и реклама
Зарубежный опыт
Интервью




Логин  
Пароль
Запомнить
Регистрация на сайте
Забыли пароль?


 

Зарубежный опыт

26.08.08


Культурный голод телевидения

Британский искусствовед Саймон Шама считает, что искусство и масс-медиа должны питать друг друга

Саймон Шама – культовая фигура своего круга. В России он известен в основном как автор и ведущий сериала «Сила искусства», который идет по телеканалу «Культура» (премия BAFTA за 2007 год). В мире он – один из ведущих историков, искусствоведов, писатель, критик New Yorker и преподаватель Колумбийского университета. Чего стоит серия интервью с тогда еще премьер-министром Тони Блэром, в котором он уличает Блэра в незнании ключевых моментов истории Великобритании и заставляет признаться, что премьер предпочел бы учить историю, а не юриспруденцию. Саймон Шама дал интервью корреспонденту «НГ».

– Господин Шама, как Вы достигаете точности «перевода» искусства на язык телевидения? Какой Вы видите возможность существования искусства в мире современных телекоммуникаций?
– Нужна творческая драматургия: прежде всего история, фабула с загадкой или вопросом, действие, ряд сообщников, герой (как правило, не пай-мальчик, не сознательный гражданин, а имеющий определенный набор недостатков). Ну и самое главное – сама работа. Вообще телевидение всегда могло лишь передать произведение искусства, показать репродукцию, картинку, но никогда не имело средств передать наше впечатление, опыт открытия, обнаружения вещи. Зато оно может каждый раз преподносить искусство как будто заново, сохраняя нам свежесть восприятия. Да и вообще телевидению под силу многое, что неподвластно невооруженному взгляду – полагаю, наш фильм о Бернини – хороший тому пример.

– Ваши изыскания продиктованы необходимостью переосмыслить жизнь предыдущих поколений? Или это обычное любопытство?
– И то, и другое. В первую очередь, конечно, мне хочется выбраться за пределы простой и логичной современности. Моя юность пришлась на 50-е и 60-е годы. Может быть, оттуда я ясно ощущаю необходимость творчески осмыслить то, что нам дали в наследство предыдущие поколения. Необходимость увидеть время как непрерывный человеческий опыт. Разве в России не так? Я очень рано, кстати, открыл для себя Набокова и стал большим его поклонником, ну и Андрея Белого еще.
Мне всегда хотелось узнать, возможно ли не просто передать произведение искусства как оно есть, но и целый мир, который за ним стоит и откуда оно возникло. Вне зависимости от теледраматургии мне бы хотелось, чтобы мои документальные фильмы смотрелись как триллеры, на одном дыхании. При этом не нужно ничего изобретать или придумывать что-то, чего нет в оригинальных свидетельствах эпохи. Надо только правильно все соотнести. Когда-то очень давно я начинал с двух фильмов о Рембрандте почти семнадцать лет назад. Сейчас они мне очень не нравятся, и всю жизнь я считаю, что мог бы их тогда сделать лучше. Я работал журналистом в области культуры, и как-то Би-Би-Си и американское телевидение предложили мне попробовать сделать ряд коротких импровизаций о Веласкесе и Рембрандте, что я и сделал. Веласкес и «Лас Менинас» стал чем-то вроде легенды – он продолжался о-очень долго! Но кто-то на Би-Би-Си решил, что я мог бы этим заниматься, и я как-то очень быстро влюбился в процесс фильмопроизводства (редактура, озвучание, монтаж), а не просто написания текста, как было раньше.

– Почему Вы думаете, что телевидение может помочь современному человеку увидеть, понять искусство? Не может получиться обратного эффекта?
– Этот вопрос является для меня одним из основных в течение последних пятнадцати лет. Мои преподаватели всегда учили меня, что классическое образование и популярная культура должны питать друг друга. Это не столь популярная в Британии точка зрения, по крайней мере она не была таковой до последнего времени. Именно ее я и пытался воплотить в «Силе искусства». Но теперь люди, не очень хорошо разбирающиеся в производстве телевизионной документалистики, отчего-то полагают, что элементы популярной культуры помогут им упростить излишне серьезное культурное содержание. Но когда «История Британии» собрала миллионы, я пришел к выводу, что чем больше телевидение и глобальные медиа осваивают свой быстрый, упрощенный курс знакомства с культурой, тем больше ощущается потребность во вдумчивом, отчасти провокативном документальном кино. Приглядитесь к аудитории галереи Тейт (я думаю, что к Эрмитажу это тоже относится) – люди просто изголодались по культуре и искусству, и хорошее телевидение вполне может поддержать этот интерес.

– Могут ли современные мультимедиа как-то помочь произведениям искусства находить своего поклонника?
– Во-первых, интернет-страницы снабдили произведения искусства широчайшим информационным контекстом, который попросту недостижим в рамках часового телевизионного фильма. Раньше я считал, что сайты Би-Би-Си достаточно свежи и оригинальны: прекрасна, скажем, идея заставить современных британских художников как-то реагировать на выбранные нами картины – в комментариях или в собственных оригинальных работах. Но каждый новый день наступает новое завтра, и время всегда бежит впереди того, что происходит; отделаться от интерактивности не получится уже, видимо, никогда. Поэтому, если бы я сейчас создавал сайт, он выглядел бы совершенно по-иному и имел бы другие функции.

– Изменилось ли художественное образование с возникновением Интернета и мультимедиа?
– Изменилась сама художественная история. И очень сильно. С одной стороны, студенты и преподаватели используют программы интернет-презентаций, обладают доступом к огромному собранию работ. Что касается собственно образования – Интернет вполне готов взять на себя роль целого колледжа или университета, к тому же у художников появилась возможность получения чуть ли не мгновенного признания, хотя и материальность – публикации, выставки – все еще представляет собой наиболее важную часть реализации. Так что Интернет тут скорее помощник во всех делах, нежели реальный материал для работы.
Однако эпоха гипертекста, о чем все трезвонят, на мой взгляд, только-только началась. Интернет-искусство на самом деле изрядно отличается от видеоарта. Самые масштабные и глобальные вещи, которые я видел, были начисто лишены толики воображения и фантазии. Впрочем, мы ведь сейчас находимся в детском возрасте этого жанра. Я надеюсь еще на своем веку застать Рембрандта интернет-искусства.

«Независимая Газета»




 

: Новости : Календарь : Проекты и мероприятия : Вступить в НАТ : Архив Мероприятий : Правление НАТ : Публикации : Контакты : Друзья и партнеры :
© Национальная Ассоциация Телерадиовещателей.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8294
выдано МПТР РФ 23.09.2003 г.

Все права защищены.

Яндекс.Метрика
НАТ
Россия, 127051, Москва, ул. Неглинная, д. 15, стр. 1
Телефон: +7(495) 651-08-36
Факс: +7(495) 651-08-35